Положение о классном часе. 1. Общее положение 1. Классный час – это форма воспитательной работы в классе, который способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру. 2. Классный час – это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия; это форма общения классного руководителя и его воспитанников, приоритетную роль в организации, которой играет педагог. 3. Классный руководитель вносит в общее расписание занятий время проведения классных часов в своем классе. 4. Классный час проходит в каждом классе еженедельно и записывается в классный журнал на специально отведенной странице. 5. Два классных часа в месяц являются тематическими и составляют систему классных часов, проведенных в учебном году. 6. Форму проведения классного часа выбирает классный коллектив под руководством классного руководителя. 7. Классный руководитель при подготовке и проведении классного часа является его основным координатором и несет ответственность за реализацию воспитательного потенциала классного часа. 8. Контроль за качеством проведения классных часов осуществляется заместителем директора по воспитательной работе. 2. Цели и задачи классного часа. 1. 2.1 Формирование знаний по вопросам политической, экономической и социальной жизни, о самом себе, о близких, о реальной, «живой» жизни за окном школы. 2. 2.2 Формирование гражданской позиции, нравственно-эстетических качеств личности. 3. 2.3 Научить понимать своих товарищей, пробудить желание помогать им решать проблемы, общаться, сотрудничать, взаимодействовать с ними. 4. 2.4 Создание условий становления и проявления субъективности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей. 5. 2.5 Формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений личности ребенка. 6. 2.6 Усвоение детьми знаний, умений и навыков познавательной и практико-созидательной деятельности. 2.7 Формирование классного коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности школьников. 3. Функции классного часа. 3.1. Просветительская – расширяет круг тех знаний учащихся, которые не нашли отражения в учебной программе; 3.2. Ориентирующая – формирует определенные отношения к объектам окружающей действительности; выработка определенной иерархии материальных и духовных ценностей; 3.3. Направляющая – переход разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность; 3.4. Формирующая – реализация вышеперечисленных функций; формирование привычки обдумывать и оценивать свою жизнь и самих себя; выработка умений вести групповой диалог, аргументирование своего мнения. 4. Содержание классного часа. 1. Содержание, цели, задачи классного часа зависят от возрастных особенностей и опыта учащихся. 2. Школьные методические объединения классных руководителей 1-4 и 5- 11 классов определяют традиционные классные часы на учебный год в соответствии с анализом воспитательной работы прошедшего учебного года, с целями и задачами на предстоящий учебный год и с учетом традиционных общешкольных мероприятий. Они проводятся или как единые классные часы на возрастную группу, или отдельно по классам. В соответствии с расписанием классных часов. 3. Тематика классного часа может корректироваться в конце каждого учебного триместра. 4. Требования к содержанию классного часа: 1. Необходимо учитывать психологические особенности учащихся при построении содержания классного часа. В содержании классного часа должна быть динамика видов деятельности, вопросов, информации. 2. Классный час, независимо от своих разновидностей, должен нести положительный эмоциональный заряд, он должен развивать чувства учащихся, положительные эмоции. 5. Организация и проведение классного часа. 5.1 Классный час проводится один раз в неделю (от 25 до 45 минут) в различной форме: тематический классный час, классное собрание, подготовка к экскурсии, подведение итогов экскурсии, подготовка к классному или общешкольному мероприятию, мероприятие творческого характера и т.д. Количество «открытых» классных часов – не менее одного в учебный год. 2. Подготовка к тематическому классному часу включает следующее: 1. Определение темы классного часа, формулировка его целей исходя из задач воспитательной работы с коллективом; 2. Тщательный отбор материала с учетом поставленных целей и задач исходя из требований к содержанию классного часа; 3. Составление плана подготовки проведения классного часа; 4. Подбор наглядных пособий, музыкального оформления, подготовку помещения, создание обстановки, благоприятной для рассмотрения вопроса, для откровенного, непринужденного разговора; 5. Определение целесообразности участия в классном часе учащихся и их родителей, друзей, старших и младших товарищей, работников школы, специалистов по обсуждаемой теме; 6. Определение своей роли и позиции в процессе подготовки и проведения классного часа; 7. Выявление возможностей по закреплению полученной информации в дальнейшей практической деятельности детей. 3. Формы проведения тематических классных часов: 1. дискуссионные формы: - диспут, - дискуссия, - конференция, - круглый стол, - вечер вопросов и ответов, - встреча с приглашенными людьми, - лекция, - лекторий, - аукцион; 2. формы состязательного характера: - конкурс, - викторина, - путешествие, - КВН, - эстафета полезных дел, - смотр, - парад, - презентация, - турнир, - олимпиада; 3. творческие формы: - фестиваль, - выставка, - устный журнал, - живая газета, - творческий труд, - представление (проектов), - юморина, - спектакль, - концерт, - ярмарка; 4. игровые формы: - ролевые игры, - сюжетные игры, - интеллектуальные, - игры – катастрофы; 5. формы психологического просвещения: - тренинг, - исследование; 6. подвижные формы: - веселые старты, - малая олимпиада, - школьная олимпиада, - день...(атлетики, здоровья и т.д.); 7. формы работы вне школы: - экскурсия, - поход, - выход (концерт, цирковое, театральное представление). 6. Оценка качества классного часа. 6.1 Качество классного часа оценивается по критериям внешней и внутренней эффективности. 6.2 Инструментарием оценки внутренней эффективности классного часа являются отзывы, эссе учеников, которые они пишут по окончании классного часа. 6.3 Внешнюю эффективность оценивает заместитель директора по воспитательной работе.. 6.4 В конце учебного года каждый классный руководитель представляет в методическую копилку школы одну сценарную разработку тематического классного часа.