28 апреля – ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ОХРАНЫ ТРУДА!

28.04.2022

28  апреля – ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ

 ОХРАНЫ ТРУДА!

Охрана труда — система обеспечения безопасности жизни и  здоровья  работников  в процессе  трудовой  деятельности.


Вопрос организации охраны труда, личной безопасности обучающихся и работников является одним из наиболее важных и сложных в системе работы образовательного учреждения. Комплекс мероприятий в области охраны труда подразумевает такие направления деятельности, как создание безопасных условий пребывания школьников и персонала, соблюдение санитарно-гигиенического режима, мер противопожарной и электробезопасности, обучение безопасному поведению, знанию норм и правил охраны труда, ведение обязательной документации, определяемой номенклатурой дел, и многое другое.
   Немаловажным фактором, напрямую влияющим на состояние травматизма в школе, является также периодически изменяющееся психоэмоциональное состояние детского коллектива, наличие и количество гиперактивных детей, работа с ними психологической службы, организация системы дежурства.
      Ст. 217 ТК РФ обязывает работодателя иметь в составе своей организации хотя бы одного специалиста, который будет заниматься охраной труда. Это требование распространяется и на учебные заведения.

Если численность сотрудников заведения превышает 50, создается служба ОТ, если не превышает – эту работу должен выполнять специалист или же сам работодатель.

Охрана труда в школе регламентируется теми же законами и порядками, что и на других предприятиях. Чтобы организовать работу службы охраны труда в школе, нужно:

·        Создать саму службу в лице специально назначенного работника или отдельного подразделения. Для запуска отдельной службы нужно рассчитать ее структуру и численность. Для этого, согласно ст. 217 ТК РФ, можно использовать утвержденные 08.02.2000 г. Постановлением №14 рекомендации. Затем издается соответствующий приказ.

·        Составить положение о службе ОТ, утвердить должностные инструкции ее сотрудников, изменить штатное расписание.

Задачи службы охраны труда в школе:

·        Контролировать выполнение работниками требований ОТ.

Обратите внимание: инженер по ОТ контролирует, как выполняют свои задачи, например, ответственное за электрохозяйство лицо - учитель.  Задача инженера по ОТ – оказать методическую помощь, рассказать, как правильно делать, но не возить электроинструмент на поверку или читать инструктаж ученикам перед началом занятия в кабинете химии лично.

·        Разрабатывать мероприятия по профилактике НС, ПЗ, несчастных случаев непроизводственного характера. Контролировать выполнение этих мероприятий.

·        Организовывать обучение трудящихся по ОТ. Обучение – это ежегодное обучение и инструктажи. Служба ОТ проводит вводный инструктаж. Остальные инструктажи проводят руководители работ. Для сотрудников это их начальники или руководители конкретных работ, для детей – классные руководители или учителя-предметники. Служба ОТ контролирует их проведение (соблюдение сроков, отсутствие формализма), согласовывает программы инструктажей, предоставляет информацию относительно изменений нормативно-правовой документации, обеспечивает подразделения журналами инструктажей.

Обучение – это не только инструктажи. Специалисты (ответственные лица по направлениям – тепло-, электрохозяйство, инженер по ОТ, директор, ответственный за ОТ по школе, члены комиссии по проверке знаний) проходят обучение по охране труда руководителей и специалистов 1 раз в 3 года в учебных центрах. Остальные работники ежегодно проходят обучение по ОТ у себя по месту работы. Инструктажи не заменяют это обучение. Инструктажи проводятся по инструкциям по ОТ, а во время обучения освещается гораздо больше вопросов, в том числе права работников согласно ТК РФ, расследование НС, предотвращение аварий, гигиена труда и т. д. Обучение проводится силами службы ОТ. Чтобы лучше раскрыть некоторые темы, она может привлекать других специалистов (например, медиков).

·        Консультировать работников по вопросам ОТ и БЖД.

·        Вести учет и анализ случаев НС и ПЗ, составлять соответствующую отчетность. Организовывать расследование НС.

·        Организовывать  спецоценку  условий  труда, принимать участие в работе комиссии.

·        Контролировать состояние зданий, механизмов, оборудования, правильность производственных процессов, наличие средств коллективной защиты, наличие СИЗ и их использование трудящимися.

·        Разрабатывать общешкольную документацию по ОТ (проекты приказов, программы инструктажей) или принимать в ее разработке (инструкции по охране труда, БЖД в школе, на территории, во время походов, экскурсий, практики). Обратите внимание: инструкции по охране труда в школе разрабатывают руководители подразделений. Служба ОТ оказывает методическую поддержку, согласовывает/визирует инструкции, помогает их тиражировать и доставлять адресатам.

На каждом предприятии мероприятия по охране труда имеют свою специфику. В школе это – наличие учеников. Дело в том, что, согласно ст. 209 ТК РФ, «охрана труда» распространяется только на работников, т. е. завучей, учителей, техничек, садовников и т. д. Для детей «работает» безопасность жизнедеятельности. Поэтому им читаются инструктажи не по охране труда, а по безопасности жизнедеятельности.

Часто слова «безопасность жизнедеятельности» заменяют обтекаемой фразой «техника безопасности». По этой же причине инструкций по охране труда в школе для учеников не бывает – только безопасность жизнедеятельности (даже при выполнении практических работ в кабинетах труда, химии, на физкультуре). Если к вам придет какой-то классный руководитель с требованием «прочитать детям инструктаж по охране труда», например, перед каникулами, смело отправляйте его на внеплановое переобучение.

Дети не должны травмироваться в школе, но иногда это случается. Расследовать НС с учениками следует по Порядку №602, утвержденному МОН РФ от 27.06.2017 г.

Что будет, если не уделять внимания охране труда и технике безопасности в школе?

Каждый трудящийся должен работать в здоровых и безопасных условиях. Это право гарантировано ст. 212 и ст. 219 ТК. Если работодатель не считает важным заниматься охраной труда, в дело вступает ст. 5.27.1 КоАП, согласно которой проверяющими лицами выдаются предупреждения либо накладываются штрафы:

·        на должностных лиц – 2000–5000 руб.;

·        на юридических лиц – 50000–80000 руб.

Есть нарушения, к которым законодательство относится гораздо суровее. Это:

·        Непроведение спецоценки условий труда. Влечет предупреждение либо штраф 5000–10000 руб. на должностное лицо и 60000–80000 руб. на юридическое.

·        Допуск к выполнению работ трудящегося, который не прошел обучение по ОТ или медосмотр. Штраф 15000–25000 руб. на должностное лицо и 110000–130000 руб. на юридическое.

·        Необеспечение работников СИЗ. Штраф 20000–30000 руб. на должностное лицо и 100000–150000 руб. на юридическое.

При повторном нарушении:

·        должностное лицо – штраф 30000–40000 руб. или дисквалификация на 1–3 года;

·        юридическое лицо – штраф 1000000–200000 руб. или приостановление деятельности максимум на 90 суток. Поскольку приостановить деятельность школы обычно проблематично, более вероятен штраф.Хочу такой сайт

Цикличность мероприятий по охране труда в школе:

Обычно график мероприятий по охране труда привязывается к календарному году. В конце года сдаются отчеты, готовятся и утверждаются планы работы на следующий год. В школе же учебный год стандартно начинается 1 сентября, поэтому мероприятия по охране труда в школе привязаны также к этой дате. К началу учебного года образовательные организации должны быть приняты специальными комиссиями, в состав которых входят представители этих организаций, органов исполнительной власти, коммунальных служб по всем направлениям, профсоюзов, комиссий по делам несовершеннолетних, при необходимости – других органов. Готовность школы к началу нового учебного года нужно подтвердить не позже 20 августа. Если этого не сделать, начинать учебный процесс в этой школе нельзя.

В процессе работы комиссия проверяет:

·       были ли устранены нарушения, выявленные в прошлых периодах;

·       выполнены ли мероприятия, включенные в типовой перечень по подготовке школы к учебному году;

·       выполнение предписаний, выданных органами госнадзора;

·       наличие и состояние эвакуационных выходов;

·       организован ли доступ в помещения школы лицам с ограниченными возможностями (пандусы, кнопки вызова дежурных с улицы);

·       надежность, безопасность, техническое состояние электроустановок, систем водо- и теплоснабжения, водоотведения, молниезащиты;

·       соблюдение требований к подготовке персонала, обеспечение его СИЗ;

·       наличие средств пожаротушения, их исправность;

·       наличие плана и возможность реализации мероприятий по защите населения, территорий, товарно-материальных ценностей во время чрезвычайных ситуаций, ситуаций из сферы ведения ГО;

·       наличие обязательной документации (например, инструкций по охране труда) в службе ОТ и на всех рабочих местах в школе.

Поскольку в работающей организации, особенно находящейся на бюджетном финансировании, нарушения обычно находятся, составляется график мероприятий по их устранению. Результаты приемки отображаются в Акте приемки готовности организации. Он оформляется в 2 экземплярах. Один из них хранится в учреждении образования, второй – в курирующем ее органе исполнительной власти.

 

 

 

 

Основные  мероприятия по охране труда, которые должны быть проведены в школе:

·        спецоценка условий труда;

·        обеспечение учащихся питьевой водой;

·        проверка и испытания электрооборудования, аппаратуры, устройств РЗиА, электросетей, заземлителей;

·        выдача работникам и ученикам СИЗ, смывающих и обеззараживающих средств в соответствии с нормами. Следует разработать порядок обеспечения работников СИЗ, порядок их хранения, проверки исправности, стирки, ремонта и т.д., порядок приемки СИЗ от поставщиков, критерии оценки СИЗ, порядок взыскания с работников средств за умышленную порчу СИЗ или их утерю;

·        приведение уровней освещенности учебных и рабочих мест, коридоров, санитарно-бытовых помещений к нормативным;

·        обустройство уголков по ОТ. Их оборудуют, чтобы быстро доносить до работников важную информацию. Часто кабинет по ОТ совмещен с кабинетом ОТ, в котором размещается соответствующая служба. В организациях численностью менее 100 человек в них проводят обучение и инструктажи. Небольшой уголок по ОТ оформляется также в каждом кабинете. В нем вывешиваются инструкции по ОТ, БЖД для конкретного кабинета, по отдельным видам работ, занятий, образцы заполнения журналов инструктажей и другая необходимая учителю и ученикам информация;

·        обучение трудящихся по ОТ;

·        инструктажи по БЖД с учениками. Инструктажи проводятся в начале года, перед важными событиями (каникулами, походами, праздниками, спортивными соревнованиями), перед началом летнего или зимнего сезона (купание в водоемах, пребывание на жаре или на холоде, др.);

·        медосмотры сотрудников и учеников. Сотрудники обязаны проходить медосмотр, даже если время их работы совпадает со временем отсутствия в школе детей. Например, если во время летних каникул директор нанимает бригаду маляров, они должны полностью пройти медосмотр. Это касается и работников, которые непосредственно не контактируют с детьми (например, служба кадров, бухгалтера).

Откуда брать средства? Согласно п. 7.2.2. Отраслевого соглашения по организациям МОН РФ, учреждения образования, в том числе и школы, должны выделять на ОТ минимум 2% от фонда оплаты труда и не менее 0,7% от суммы эксплуатационных расходов. Так что средства на ОТ в организации всегда должны находиться. Если вы докажете, что запланированные вами мероприятия охрана труда и техника безопасности в школе снизят уровень производственного травматизма, то можно будет вернуть до 20% суммы страховых взносов.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 28.04.2022

Дата обновления: 28.04.2022

Дата публикации: 28.04.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».